Подобные общественные
слушания пройдут во всех
регионах - победителях
конкурса комплексных
проектов модернизации
региональной системы
образования. Поскольку
федеральные деньги выиграла
наряду с 21 регионом России
и Белгородчина, взявшая на
себя, по мнению экспертов,
высокие и обоснованные
обязательства по внедрению
наиболее перспективных
образовательных реформ,
обсуждение прошло и в
Белгороде.
В мероприятии приняли
участие делегации управлений
образования городов и
районов области,
представители
общественности. В
экспертно-аналитическом
семинаре участвовали ректор
МОП «Эврика» А.Адамский.
Для обсуждения были
предложены следующие темы:
- «Новая система оплаты
труда. Нормативное подушевое
финансирование»;
- «Развитие сети
образовательных учреждений»;
- «Новая система оценки
качества образования»;
- «Гражданский заказ
(государственно-общественный
характер управления)»;
- «Управление Комплексным
проектом модернизации
образования. Мониторинг».
Началась работа семинара с
доклада начальника
управления образования и
науки Белгородской области
С.П.Тимофеева «Стратегия и
тактика реализации
комплексной программы
модернизации образования (КПМО)».
Ключевыми мыслями доклада
стали следующие:
- качество образования
зависит от решения задач по
созданию условий по его
обеспечению для каждого
ученика;
- невозможно создать в
каждой маленькой школе
современные условия для
обучения, поскольку, даже
оснастив их современным
оборудованием, мы не сможем
обеспечить их специалистами,
не сможем из 2-3 детей в
классе создать развивающую
конкурентную среду, не
сможем подготовить этих
детей к созидательной
деятельности в современном
мире - значит, не сможем
дать одинаковый стартовый
образовательный стандарт
каждому конкретному ребенку;
- ученик должен учиться у
квалифицированных
преподавателей,
ориентированных на высокие
результаты деятельности.
Были затронуты вопросы
построения сети
образовательных учреждений в
новых условиях, вопросы
системы оплаты труда
педагогов и введения
нормативного подушевого
финансирования.
Доклад содержал подробную
информацию о создании в
области условий
функционирования
региональной системы оценки
качества образования,
осветил вопросы расширения
общественного участия в
управлении образованием, а
также расходования
федеральных средств на
реализацию комплексного
проекта модернизации
образования Белгородской
области.
В выступлении были
обозначены риски, которые
прогнозируются, а некоторые
уже проявились в полную силу
- в связи с реализацией
проекта:
-неготовность управленческих
кадров и учителей к
реализации проекта в связи с
боязнью инновационных
преобразований;
- неготовность общества
брать на себя
ответственность за
современную школу, то есть
участвовать в активном и при
этом компетентном
соуправлении школой,
связанном с распределением
средств, осуществлением
наблюдения в качестве
независимых экспертов, в том
числе при проведении
итоговой аттестации;
- недостаточное количество
высококвалифицированных
кадров, продолжающийся их
отток и старение,
незначительное пополнение
школы молодыми
специалистами;
- недостаточная
мотивированность отдельных
групп участников,
нескоординированность
действий на разных уровнях
управления, отсутствие
единых форм отчетности и ее
дублирование, что в
результате приводит к
несвоевременной подготовке и
сдаче информации,
пробуксовке проведения
мониторинга. Ректор
института проблем
образовательной политики
«Эврика», кандидат
педагогических наук, доктор
философии образования
А.И.Адамский в своей лекции
«Результативность КПМО»
указал узловые на его
взгляд, проблемы, связанные
с внедрением КПМО -
комплексной программы
модернизации образования в
Белгородской области, без
решения которых цели проекта
не будут достигнуты. Это
обучение операторов, тех
людей, кто работаете
информацией; обеспечение
понимания происходящей смены
образовательной парадигмы со
знаниевой на
компетентностную,
деятельностную; обеспечение
реальной финансовой
независимости школ;
изменения содержательного и
организационного характера в
системе повышения
квалификации и
переподготовки специалистов;
сохранение светского
характера российского
образования.
Подробно А.И.Адамский
остановился на вопросах
новой системы оплаты труда,
при которой заработная плата
складывается из базовой и
стимулирующей частей. Вместе
с аудиторией произвели
расчеты для
среднестатистической школы.
Пришли к выводу, что
поддерживать материально
стоит только самых лучших
педагогов. Более того,
хочется этого кому-то или
нет, но придется выбирать
между стремлением дать
качественное образование
ребенку и стремлением
сохранить без изменения по
тем или иным причинам
кадровый состав школы. Такие
вопросы сложны, потребуют
участия независимых
экспертов, сильных
профсоюзов, сильных
управляющих советов,
правоведов.
А.И.Адамский указал, что к
2010 году важно увидеть,
какая часть учителей станет
конкурентоспособной, выйдет
на высокую заработную плату,
подчеркнул, что 30% -
приемлемый уровень, но лучше
50%.
В начало